ПРОСТАВЛЕНИЕ АПОСТИЛЯ И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

В марте 2011 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан принят Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» и депозитарию Конвенции – Министерству иностранных дел Нидерландов – направлено уведомление о присоединении Республики Узбекистан к указанной Конвенции.

В соответствии со ст.11 и ст.12 Конвенции, после оформления необходимых организационных процедур Конвенция для Республики Узбекистан вступила в силу 15 апреля 2012 года.

Согласно Конвенции, её положения действительны лишь в отношениях Республики Узбекистан с другими государствами-участниками Конвенции, которые не выскажут возражений по присоединению Республики Узбекистан к Конвенции в течении шести месяцев после получения уведомления от депозитария Конвенции о присоединении Республики Узбекистан.

В настоящее время участниками Конвенции являются более 100 государств мира.

Гаагская конвенция – международная конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов только для стран её участниц.

Конвенцией установлен специальный знак (штамп), проставляемый на официальные документы, созданные в одном государстве и подлежащие передаче в другое государство, заменяющий процедуру консульской легализации, — апостиль.

Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников Конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике Конвенции без каких-либо ограничений.

Государства-участники Конвенции взаимно отказываются от требования консульской легализации официальных документов, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплён этот документ, является проставление апостиля.

В отношениях Республики Узбекистан с государствами-участниками Конвенции, высказавшими возражения по присоединению Республики Узбекистан к Конвенции, а также с государствами, не являющимися участниками данной Конвенции, будет, как и прежде, применяться процедура консульской легализации документов.

В целях реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 5 июля 2011 года Президентом Республики Узбекистан принято Постановление №ПП-1566 «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов».

Постановлением определены органы, обладающие полномочиями на проставление апостиля в Республике Узбекистан:

Министерство юстиции Республики Узбекистан – на официальных документах, исходящих из судов, органов и учреждений юстиции;

Генеральная прокуратура Республики Узбекистан – на официальных документах, исходящих из органов прокуратуры, следствия и дознания;

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан – на официальных документах, исходящих из организаций сферы образования и науки;

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан – на всех иных официальных документах.

Под официальными документами для целей Конвенции понимаются:

  • документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
  • административные документы (в частности, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и др.);
  • нотариальные акты;
  • официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определённую дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
  • Конвенция не распространяется на:

  • документы, совершённые дипломатическими или консульскими агентами;
  • административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
  • Конвенция, по её буквальному смыслу, не распространяется также на документы, не являющиеся официальными (то есть не исходящие от государственных органов и не имеющие нотариального удостоверения). Например, апостиль не проставляется на коммерческих письмах зарубежных фирм.

    В процессе проставления апостиля будут задействованы только центральные органы минюста, генпрокуратуры, МИД и Государственный центр тестирования. Консульские загранучреждения Республики Узбекистан в процедуре проставления апостиля участвовать не будут.

    Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить на веб-сайте Гаагской Конференции по международному частному праву по этой этой ссылке.

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

    Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.

    Функции консульской легализации выполняют:

  • за границей — консульские учреждения Республики Узбекистан;
  • в Республике Узбекистан — Консульское управление МИД Республики Узбекистан.
  • Консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом, принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа или исходящие от этих властей.

    Консульское управление МИД Республики Узбекистан легализует документы и акты, исходящие от иностранных организаций и учреждений и легализованные иностранными дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, аккредитованными в Республике Узбекистан при наличии образцов подписей и печатей этих иностранных дипломатических представительств.

    Консульское управление легализует также документы и акты, исходящие от организаций и учреждений Республики Узбекистан и предназначенные для предъявления за границей.

    Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству Республики Узбекистан или по своему содержанию могут нанести вред интересам государства или оформлены с нарушением инструкций, регламентирующих оформление документов, предназначенных для использования за границей, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

    Не могут быть легализованы также подлинники и копии следующих документов: паспортов, документов о принадлежности к партиям, профсоюзных билетов, трудовых книжек, военных билетов, подлинники документов об образовании внутри республиканского образца, водительских прав, о принадлежности к сословиям и вероисповеданиям и другие документы на имущество, изъятое из гражданского оборота.

    За совершение действия по легализации документов и актов с заинтересованных физических и юридических лиц согласно Указа президента РУ УП-2095 (приложение-3) взимается сборы на возмещение фактических расходов.